В начале февраля специалист по работе с данными Вики Бойкис (Специалист по работе с данными.) обвинила Facebook в том, что соцсеть пренебрежительно относится к личной информации и использует её для манипуляции пользователями. Лайфхакер пересказывает основные тезисы исследования.

Методология исследования

Вики использует очень много ссылок на технические отраслевые статьи, научные публикации и интервью с бывшими сотрудниками Facebook. А также приводит свой пользовательский опыт, который интерпретирует с точки зрения 10-летней работы с данными.

Автор предупредила, что некоторые её выводы являются допущениями, и предложила сотрудникам Facebook опровергнуть их. Хотя, по её словам, проведённое исследование скорее подтверждает эти допущения.

Манифест осознанности

Вики считает, что Facebook стал очень значимой частью нашей повседневной жизни. Поэтому нужно ознакомиться с возможными последствиями его использования.

Если же, ознакомившись, вы не перестанете активно использовать Facebook, в таком случае это будет ваш осознанный выбор, компромисс для жизни в обществе.

В чём проблема

Еще в 2014 году инженеры Facebook писали, что ежедневно к ним поступает около 600 терабайт данных — это 193 миллиона экземпляров «Войны и мира».

Политика конфиденциальности Facebook объясняет, какие данные собирает соцсеть, и что с ними делает. Но, как и у многих компаний, некоторые менее очевидные моменты остаются между строк.

Facebook знает, о чём вы не написали

Неотправленные посты тоже сохраняются. Регистрируются нажатия клавиш. Ранее эти данные уже были использованы для опубликованного исследования Facebook о самоцензуре: как и зачем люди корректируют свои посты перед самой отправкой.

Если система сохраняет даже сообщения, которые вы не отправили, нет никакой гарантии, что, когда вы удаляете любые другие данные, они не остаются внутри.

А когда вы всё-таки напишете пост, загрузите картинку или измените любую другую информацию, начинается «честная игра» с вашими данными. Facebook может пользоваться ими для собственных исследований, передавать маркетинговым агрегаторам, а также, возможно, правительству США.

Facebook собирает о вас даже те данные, которые вы не предоставляли, и составляет портрет личности

Соцсеть, вероятно, знает ваш имейл, номер телефона и домашний адрес, даже если вы этим не делились. Зато этим делятся ваши друзья, когда пытаются установить с вами контакт.

Также система пытается определить ваше лицо.

Каждый раз, когда загружается фотография с людьми, алгоритм сканирует лица для создания цифрового биометрического шаблона.

То, чего Facebook не знает, он пытается додумать. А если у него это плохо получается, он может сотрудничать с другими компаниями по сбору маркетинговой информации, чтобы соцсеть могла эффективнее нацелить на вас свой алгоритм появления постов в ленте, рекламных объявлений и так далее.

Например, Facebook вычисляет данные о доходе семьи, чтобы потом продать эту информацию маркетологам. Эта информация объединяется с другими сведениями, известными о вас (информация о действиях по кредитке, поведении на сторонних веб-сайтах, сотрудничающих с Facebook, и так далее), чтобы в результате создать настолько полный ваш профиль, насколько это возможно.

Виды таргетинга в рекламном кабинете Facebook многое говорят о работе с данными, которую соцсеть скрывает за кулисами.

Facebook следит за вами даже после того, как вы разлогинитесь

Соцсеть продолжает следить за вами через куки, а также по технологии единого входа.

В политике конфиденциальности указано: «Мы собираем информацию, когда вы посещаете или используете сторонние веб-сайты и приложения, которые пользуются нашими услугами».

Facebook пытается (или уже умеет) отслеживать то, как вы двигаете курсором по экрану.

В 2011 году компания уже отслеживала, что вы делаете до того, как зайдёте в соцсеть.

Что Facebook делает с вашими данными

Во-первых, использует для продажи рекламы.

Но, что хуже, соцсеть проводит со своими пользователями исследования, как с подопытными морскими свинками, чтобы мотивировать их больше времени проводить в новостной ленте, просматривать больше рекламы и выполнять другие действия.

Вики Бойкис приводит слова бывшего сотрудника Facebook о том, что во время его работы в компании не существовало никакого экспертного совета, который бы одобрял или не одобрял поведенческие тесты.

Также соцсеть формирует «информационный пузырь», ориентируясь на интересы пользователя. Алгоритм понимает, какие темы вам нравятся, и показывает похожие, убирая то, что вам, вероятно, нужно знать, но что может идти вразрез с вашей точкой зрения.