Законопроект № 608767-7 об автономной работе Рунета был внесён в Госдуму 14 декабря 2018 года, а в феврале одобрен в первом чтении. Авторы — сенатор Людмила Бокова, сенатор Андрей Клишас и депутат Андрей Луговой.

Ко второму чтению для документа подготовили ряд поправок, в том числе одну очень важную. Затраты операторов связи на закупку и обслуживание оборудования будут компенсировать из бюджета. Об этом рассказала один из авторов законопроекта, сенатор Людмила Бокова.

Как известно, законопроект №608767-7 накладывает новые обязательства на операторов связи и владельцев точек обмена трафиком и даёт дополнительные полномочия Роскомнадзору.

В частности, операторы связи обязаны:

  1. Выполнять правила маршрутизации, установленные Роскомнадзором.
  2. Корректировать маршрутизацию по требованию Роскомнадзора.
  3. При разрешении доменных имен использовать разрешённые Роскомнадзором программно-технические средства, а также национальную систему доменных имён.
  4. Использовать только точки обмена трафиком из реестра точек обмена трафиком.
  5. Оперативно сообщать в Роскомнадзор информацию о своих сетевых адресах, маршрутах сообщений электросвязи, используемых программно-технических средствах, необходимых для разрешения доменных имен и инфраструктуре сетей связи.

Статью 66.1 закона «О связи» предлагается дополнить в том числе следующим пунктом:

«В случаях возникновения угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования на территории Российской Федерации сети ’’Интернет” и сети связи общего пользования может осуществляться централизованное управление сетью связи общего пользованияфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в определенном Правительством Российской Федерации порядке, включающем, в том числе меры по устранению угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования на территории Российской Федерации сети ’’Интернет” и сети связи общего пользования.

Централизованное управление сетью связи общего пользования осуществляется путем управления техническими средствами противодействия угрозам и (или) путем передачи обязательных к выполнению указаний операторам связи, собственникам или владельцам технологических сетей связи, а также иным лицам, имеющим номер автономной системы».

Как сказано в пояснительной записке, «проект федерального закона подготовлен с учётом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США».

В декабре рабочая группа «Связь и IT» Экспертного совета при правительстве РФ подготовила отзывна текст законопроекта. По оценке экспертов, только единовременные затраты могут достичь 25 млрд руб. на исследовательские и опытно-конструкторские работы, создание и ведение реестра точек обмена трафика, расширение штата подведомственных Роскомнадзору структур и проведение учений. Кроме того, потребуются компенсации операторам связи в случае нарушений работы сети, риск которых оценивается участниками отрасли как высокий. Их следует предусмотреть в федеральном бюджете на уровне до 10% от объёма рынка, то есть 134 млрд руб. в год.

Изначально предполагалось, что введение в действие закона не потребует бюджетных средств. Но вскоре выяснилось, что это не так. В этом году правительство РФ опубликовало отзыв на законопроект с критикой финансово-экономического обоснования, которое приводится в сопроводительной записке к нему. Критика вызвана тем, что в финансово-экономическом обосновании «не определены источники и порядок исполнения нового вида расходных обязательств».

«Мы пока знаем одно — что такие [бюджетные] средства потребуются, и в настоящее время идёт оценка расходов. Понятно, нам нужно представить их также и в динамике. Потому что любые системы управления, системы защиты привязываются в том числе к нагрузке — и к динамике нагрузки и пропускной способности сети, а она растёт сейчас практически взрывообразно, и с каждым годом очень существенный прирост трафика и потребности мощности», — заявил 5 февраля заместитель председателя правительства РФ Максим Акимов.

И вот теперь мы видим, каким образом авторы решают проблему. Если бы они изначально декларировали, что законопроект потребует значительных бюджетных расходов, то документ могли развернуть в экономическом комитете (теоретически) — он бы вообще не дошёл до Госдумы. Но они заявили, что изоляция Рунета не потребует никаких бюджетных расходов. Законопроект приняли в первом чтении. А теперь авторы вносят поправки, что эта инициатива всё-таки будет финансироваться из бюджета.

Компенсация из бюджета — «единственный вариант», пояснила сенатор Бокова. В противном случае операторам связи придётся нести дополнительные затраты. «Поскольку технические средства, которые планируются к установке, будут приобретаться за счет бюджета, то и обслуживание этих устройств должно также компенсироваться из бюджетных средств», — сказала она.

Освобождение от ответственности

Другая поправка касается освобождения провайдеров от ответственности перед клиентами, если в работе сети произошли сбои из-за работы «специальных средств противодействия угрозам».

Освобождение от ответственности предусмотрено в законопроекте изначально. Но было непонятно, кто в таком случае компенсирует возможные убытки пользователей. Сенатор Бокова предлагает и эти расходы возложить на счёт государственного бюджета. По её мнению, если будет предусмотрена возможность компенсации убытков за счет государства, то «чиновники будут задумываться, прежде чем принимать решение о вмешательстве в сеть».

«Прежде чем включить рубильник — десять раз подумай, как это отразится на сетях, не пострадают ли чувствительные сервисы — телемедицина, платежи, передача данных, там, где это происходит через интернет», — сказала сенатор.

По последним словам сенатора (про рубильник) можно сделать предположение, что система вводится не для защитных, а для активных действий со стороны властей.

Источник статьи — https://habr.com/ru/post/443952/

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомлять